16.09.2019 г.
"Посмотри правде в лицо"
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
09.09.2019 08:18

Рубрика «Книжная полка»

Иногда, бывает, выдастся свободная минутка. И тогда тот, кто любит погружаться в художественные миры, берет в руки книгу. Если вы из таких, то этот текст для вас!

Сегодня расскажем о книге "Безмолвный пациент" Алекса Михаэлидеса (2019).

Свой дебютный роман  «Безмолвный пациент» Алекс Михаэлидес выпустил в этом году. Сценарист греко-киприотско-английского происхождения предлагает нам  погрузиться в историю, где  смешаны детектив и психологический триллер. Книгу после выхода в свет ожидала шумиха, права на экранизацию романа уже куплены Брэдом Питтом.

В центре внимания история главной героини Алисии Беренсон. Громкую трагедию, разделившую ее жизнь на до и после, мы узнаем сразу же – из аннотации. Алисия – известная художница, красивая молодая женщина и счастливая жена, которая однажды ночью убивает своего любимого мужа, успешного модного фотографа Габриэля, пятью выстрелами в упор. После этого она не произносит ни слова.  Вскоре после убийства она рисует свою последнюю, самую знаменитую и загадочную картину – свой автопортрет – что можно считать ее посланием миру. И делает подпись в углу – «Алкеста». Безмолвие героини, смысл её картины и непонятная всем причина убийства – три кита детективной интриги, на которых строится сюжет.

 

 

Аллюзия к греческой трагедии Еврипида «Алкеста» придает роману загадочности. Впрочем, до последних страниц  обращение  к  мифологическому образу  не проясняет дело. Древнегреческая Алкеста жертвует ради мужа своей жизнью ради его долголетия. Муж принимает такую жертву. Чудесным образом ее возвращают из Аида (царство мертвых в древнегреческой мифологии) к живым. Вернувшись, она замолкает.  Это безмолвие и объединяет нашу героиню Алисию и Алкесту. Только Алкеста спасает  мужа, а Алисия сама его убивает. И поэтому  в ходе движения сюжета пытливому уму всё больше хочется узнать, от чего она могла спасти мужа, убив его? В чем  разгадка этой хитроумной тайны? Фантазия читателя здесь рисует множество вариантов того, что же произошло в ту злополучную ночь.

Роман состоит из пролога и пяти частей. Пролог –  первая запись в дневнике Алисии, датированная 16 июля. Дневник она начала вести за несколько недель до убийства. Первая часть начинается с того, что дневниковые записи прерывает рассказчик, который называет свое имя не сразу. Но одно мы понимаем точно – он пристально следил за историей Алисии Беренсон, от него-то мы и узнаем, что ей было 33 года на момент совершения преступления, чем занималась она и ее муж, каковы степени их таланта.  На последней картине Алисия изобразила себя обнаженной, стоящей с кистью у мольберта. Её историю нам рассказываю спустя шесть лет после того громкого преступления.

Вскоре рассказчик обретает имя – и мы узнаем, что с нами разговаривал тот самый психотерапевт Тео Фабер из аннотации к книге, который решил вылечить  Алисию, вернуть ей желание говорить и рассказать нам о той  великой тайне, которая привела успешную женщину к такому страшному преступлению.

 

Слишком смелая миссия, не правда ли? Повествование так и строится на чередовании дневниковых записей Алисии и рассказа Тео о том, как он попадает в больницу, где содержится Алисия, с каким трудом он добивается терапевтической работы с ней. Тео переходит границу сугубо медицинских методик работы, допускает несколько, надо сказать, оплошностей и начинает вести себя как детектив, раскрывая нам приятные и неприятные подробности жизни Алисии и ее мужа, ее отношения с родственниками и близкими людьми. Всё оказывается не так гладко, как и бывает в жизни. Не всем Алисия, кажется, мила,  а кому-то даже слишком мила, что приводит к обратному эффекту – агрессии. Попеременно Тео как рассказчик заставляет нас сопереживать то Алисии, то Габриэлю, отчего ответ на вопрос, кто виноват в убийстве, так и остается туманным. Ко всему прочему, доктору удается выяснить, какие потрясения случались с художницей в детстве. И эти потрясения, естественно, - ключ к ее поступку. Походя мы узнаем и о том, что у нашего врача, пусть и психотерапевта, не всё гладко в собственной семье. (Здесь включается стереотип «он же, как специалист, должен  знать рецепт счастья». Но никто никому и ничего не должен, как говорится).

 

Чем ближе читатель приближается к финалу книги, тем сильнее можно почувствовать стремление Тео выставить себя кристально положительным, спасителем, а кое-где и жертвой. И это уже начинает надоедать. Пропадает острота интриги, нас уводят от изучения личности Алисии, вместо этого мы наблюдаем за коллизиями в жизни ее психотерапевта, который ведет себя так, что  ненароком возникает мысль: «А может он и не психотерапевт вовсе?»  Может здесь нас ждет неожиданная разгадка? (Она нас, конечно, ждет. Но не здесь).

 

Автор честен с нами, в финале он дает нам ответы на все вопросы – и почему «Алкеста», и почему молодая женщина ни с того ни с сего стреляет в упор в горячо любимого мужа, и почему вместе с убийством мужа пропадает и голос, и дает нам законченный сюжет – виновные наказаны.  Вот только возникает вопрос – а точно ли Алисия была главным героем? В любом случае вместе с сюжетно-композиционными формальностями мы получаем еще и ценные цитатки-статусы для своих глубокомысленных постов в инстаграме. Одна из которых, например, такая: «Заставьте пациентку взглянуть правде в лицо. Только тогда у нее появится шанс на выздоровление».

 

Не раскрываю финал только лишь по одной причине – чтобы не спойлерить.  Некоторые критики восторгались романом, некоторые –  ругали автора за простоту  и предсказуемость (сравнивая с «Исчезнувшей» Гиллиан Флинн  и «Девушкой в поезде» Полы Хокинс). Может это так. Сценарное мышление дало схематизм там, где  вам может не хватить глубины. Но добравшись до финала, читатель может увидеть другого безмолвного пациента – маленького напуганного ребенка, так и не решившегося преодолеть свой страх, и именно поэтому отказавшегося от  ключа к собственному счастью. И именно этот страх здесь  – пожалуй, главная драма (если не трагедия).

А потому и интересно, какой эта история предстанет в фильме. Что ждет нас там?

 

Фото дня

Приволжская правда 2018 - р.п. Чердаклы, Чердаклинский район, Ульяновская область