21.02.2018 г.
Губернатор Сергей Морозов: Надо вернуть всё лучшее из советской школы
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
01.02.2017 13:32

Участники совещания по вопросам инвестиционного развития, состоявшегося на базе Ульяновского государственного технического университета, затронули вопросы современной школьной и вузовской подготовки. Они поддержали инициативы Министра образования и науки РФ Ольги Васильевой о необходимости трудового и патриотического воспитания, сокращении документооборота для снижения нагрузки на педагогов, чтобы они могли сосредоточиться на своем главном предназначении, о сохранении домашних заданий при ограничении количества уроков.

В нашей области эти семена здравого смысла и жизненной мудрости упали на благодатную почву. У нас почти четыре года назад по инициативе учительского сообщества и родителей создали движение «За советскую школу».

- Необходимо остановить дальнейшую деградацию среднего образования, - сказал в своем выступлении Губернатор области Сергей Морозов. - А то в скором времени экономика,  промышленность, социальная сфера, а уж тем более наука, здравоохранение и образование останутся без квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня.

Не лучше ситуация с воспитанием морально-этических качеств, нравственности и патриотизма. С 90-х годов выросли «потерянные поколения», которые уже выходят на ведущие позиции в своих сферах деятельности, вплоть до политики, бизнеса и армии.  Что они могут натворить без нравственного компаса в душе, без мощного фундамента знаний, который давно уже не дает современная школа, да и другие учреждения, даже представить страшно. Вот почему руководство региона всемерно  поддержало движение «За советскую школу». Это шанс, пусть не сразу, но кардинально изменить ситуацию к лучшему.

Даже краткий перечень того, что успели ульяновцы за три с половиной года, займет слишком много места. Достаточно обозначить несколько моментов. Вернули в школы политинформации, чтобы подростки ориентировались в событиях, происходящих в стране и в мире. Разработали и реализовали с постоянными добавлениями концепцию трудового воспитания. Пусть на федеральном уровне пока не решен вопрос об уроках труда, идея воплощается через кружки, факультативы, научно-технические объединения, работу на пришкольном участке. Всячески поощряется стремление к познанию, творчеству, работе своими руками, тяга к изобретательству.

Осуществлен целый ряд проектов по патриотическому воспитанию, любви к Родине, гордости за свое Отечество.

Движение «За советскую школу», первое в стране, уже насчитывающее более пяти тысяч человек, имеет отделение в каждом муниципалитете и школе. Его активисты обратились с просьбой к федеральному руководству вернуть лучшим выпускникам золотые медали, что уже сделано. Пока решение на высшем уровне принималось, в регионе временно вели свои награды.

«Медаль – это же не только поощрение за отличную учебу и воспитание, это гордость, ориентир на будущее, это память на всю жизнь, что остается родным и близким»,- отметил Сергей Морозов.

Все эти новшества с удовольствием обсудили участники инвестиционных мероприятий, прошедших в политехе. Они выразили надежду на нового федерального Министра образования и науки Ольгу Васильеву, которая, судя по ее взглядам и высказываниям, разделяет позитивное отношение к наработкам советской школы и собирается вернуть все лучшее.

Джангир Мехти-заде

 

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Людмила Рязанова, «Заслуженный учитель Российской Федерации», учитель биологии Чердаклинской средней школы №2:

Школа -  отражение своего времени, и в каждом есть свои плюсы и минусы. Неизменными остаются лишь действующие лица – учитель и ученик.

Сама я учитель с более 40-летним стажем, и на вопрос:  «Какая школа лучше: старая или современная?» мне есть  что ответить.

Нельзя отрицать преимущества советской школы: фундаментальность, доступность образования, наличие идеологии, направленной на воспитание патриота своей страны.

У современной школы свои достоинства – вариативность, новые педагогические технологии, инновации, оснащённость уроков.

С назначением нового Министра образования РФ надо ожидать серьёзных изменений.  С моей точки зрения надо подумать над решением следующих проблем.

1.  Повышение статуса профессии «Учитель». Необходимо вернуть уважение к этой уникальной профессии. Современный учитель стонет от непомерной нагрузки, от ненужных отчётов. Его рабочий день стал безразмерным до такой степени, что ему некогда   заняться своим  самосовершенствованием.  Изменилось самосознание учителя. Современный учитель – это консультант, наблюдающий, как дети и родители сами добывают знания. Тьютер, организующий учебный процесс. Как бы в этом процессе не заиграться. В школе прошлого учитель должен был быть  не наблюдателем, а Личностью, способной  своим примером воспитывать и  научить детей учиться.  Ни один компьютер не научит  детей мыслить. Если мы  не разовьём это качество, то вырастим роботов. А педагогические ВУЗы должны выпускать образованных, высококлассных специалистов, а не недоучек.

2. Образование, как и медицина, должны быть в государстве бесплатным, единым, доступным  для каждого ученика,  за редким  исключением.  Школа должна давать знания  без усечённости, без репетиторства.  ЕГЭ прочно вошло в нашу жизнь. Неплохо, когда ученик  может поступить в любой ВУЗ нашей страны. Надо подумать над  вариативностью  сдачи экзаменов. Дать возможность ученику самому решать вариант аттестации, а не устраивать экзекуцию.

3. Считаю, что надо вернуть в школу общественно-полезный труд. Никого не может испортить самообслуживание.

4. Проблема финансирования школ - особая статья разговора. Об этом пусть подумают специалисты.

5.  Школа – это среда, где воспитывается Человек, наше будущее, будущее страны, способное любить и защищать свою Родину. Без идеи патриотизма, идеологии в школе трудно воспитать патриота.

 

Анатолий Ефимов, директор Андреевской средней школы, депутат районного Совета депутатов:

- Я приветствую целенаправленную политику нашего Губернатора Сергея Ивановича Морозова по возрождению славных традиций советской школы. Поддержанное Губернатором движение «За советскую школу» приносит серьезные плоды. Ведь за время перестройки и далее мы в целом многое потеряли из старой школы, а самое главное и самое важное - мы стали однобоко относиться к задаче выпускать из школы всесторонне развитую личность. Наши «реформаторы» сконцентрировали внимание на обучении учащихся, а вот воспитательные моменты стали всё больше и больше западать.

Например, патриотическое воспитание гражданина свелось к урокам истории по меняющимся периодически учебникам. И хорошо, что Президент поручил подготовить единый учебник истории, где бы реально отражались факты жизни нашего государства в разные периоды. Прекрасно и то, что стали возрождаться поисковые отряды, которые собирают сейчас прекрасный краеведческий материал, который концентрируется в школьных музеях и музейных уголках. Ребята могут гордиться своей историей и могут много рассказать о своих родных местах, своем регионе и стране в целом. Яркий тому пример – наш школьный музей Н.Н.Благова, где собран огромный материал из истории родного края.

И еще. Развитие патриотизма невозможно без умения ориентироваться в современном мире, правильно оценивать события в стране и мире. Интернет не всегда, к сожалению, может правильно помочь ребятам, поэтому действительно очень важным явилось возрождение политинформаций в школе. Педагоги учат ребят «фильтровать» информацию и это важно в формировании правильной позиции к происходящим событиям. Во многих школах возрождаются диспуты, где можно высказать свою точку зрения, свою позицию по каким-то вопросам.

А еще идеалы советской школы очень здорово помогали в нравственном становлении личности. Воспитание на их примерах приносило всегда хорошие результаты. Но, увы, во времена перестройки они рухнули, а новые не появились, и здесь педагоги остались один на один с этой проблемой. Очень хорошо, что снова стали возрождаться молодежные движения и их деятельность становится результативной. Так, в большинстве школ возродились пионерские отряды. Возвращаются в школы и старшие вожатые, но, к сожалению, не всем школам это доступно. Поэтому хотелось бы эту проблему тоже озвучить. Ведь подушевое финансирование школ, введенное несколько лет назад, должно было прежде всего стимулировать работу педагогов. Но при этом вопрос с маленькими сельскими школами не был, к сожалению, продуман. В таких школах нет стимулирующих доплат. Поэтому учителя вынуждены работать на 1,5 – 2 ставки и у них на внеклассную работу, где и идет основная воспитательная работа, времени остается немного. Кстати, на несовершенство формирования оплаты труда учителей уже обратила внимание Министр Ольга Васильева. И дай Бог, чтобы этот вопрос все-таки решился, ведь сельские учителя – патриоты своего труда и, несмотря ни на что, проводят огромную результативную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

 

Фото дня

Приволжская правда 2018 - р.п. Чердаклы, Чердаклинский район, Ульяновская область