13.11.2018 г.
Что такое коррупция и как с ней бороться
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
03.05.2012 12:36

Исторически сложилось, что коррупция еще в царской России (до XVIII века ) считалась законным видом деятельности. Чиновники жили благодаря так называемым кормлениям.
С 1715 года получение взятки считалось преступлением, поскольку у чиновников появилась зарплата. Но учитывая количество госслужащих, выплаты были нерегулярными и взятки вновь стали нормальным событием среди чиновников. Необеспечение бюрократических служащих привело к росту коррупции в России.
В Советском Союзе рост коррупции был не таким масштабным, но все же имел место. Начиная от строительства собственных дач, оформлявшихся на ближайших родственников у госслужащих, заканчивая сферой торговли, где в эпоху дефицита "отблагодарить" считалось нормальным делом.
Коррупция в современной России парализовала практически все возможные области, начиная от правоохранительных органов, таможни, вузов и заканчивая медициной, приемом на работу, получением кредитов и прочее.
Таким образом, коррупция стала системной проблемой, для решения которой необходимы системные меры всех слоев общества, всех трех секторов - власти, бизнеса, общественных организаций (НКО).
Главными причинами коррупции для стран переходного периода являются экономический упадок, политическая нестабильность, несовершенство законодательства, неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества, слабость демократических традиций. Непрозрачность и неэффективное общественное участие называли главными причинами коррупции в России практически все участники антикоррупционной программы центра «Стратегия» во всех регионах. Непрозрачность власти означает, что она - закрыта (доступ к информации о деятельности власти, о процедурах принятия решений властными структурами сильно ограничен), ее действия непонятны, влиять на органы власти населению и структурам гражданского общества очень сложно. Непрозрачность власти напрямую связана с усилением централизации, т. е. с ослаблением политической конкуренции.
Перечислим виды коррупционных деяний, которые в различных странах уголовно наказуемы.
Злоупотребление властью или должностным положением, превышение власти или должностных полномочий, совершаемые для удовлетворения корыстных интересов (злоупотребление административным ресурсом).
Хищение имущества (независимо от формы) с использованием должностного положения. Незаконное получение и использование благ, льгот и преимуществ. Взяточничество.
Неправомерное вмешательство с использованием должностного положения в деятельность органов, физических и юридических лиц с целью препятствования выполнения ими своих полномочий или домогательства, принятия неправомерного решения (злоупотребление административным ресурсом).
Использование информации, полученной с использованием служебного положения в корыстных интересах, необоснованный отказ или несвоевременное либо недостоверное предоставление такой информации (злоупотребление административным ресурсом).
Предоставление необоснованных преимуществ физическим или юридическим лицам путем подготовки и принятия нормативно-правовых актов или управленческих решений.
Протежирование из корыстных интересов в назначении на должность лица, которое по профессиональным качествам не имеет преимуществ перед другими кандидатами (блат).
Для некоторых коррупционных деяний пока не нашлось статей в уголовном праве. Например, предоставление льгот для своей коррупционной группы с отвлечением публичных ресурсов. Использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах (непотизм). Бюрократический рэкет, выражающийся в вымогательстве средств у коммерческих структур для их «переброски» в иные предпринимательские организации, политические партии (захват бизнеса). Лоббирование при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных лиц (групп). Злоупотребления служебным положением (уголовно не наказуемые в процессе приватизации, сдачи в аренду, лицензировании или квотировании).
Наиболее распространенная форма коррупции - взяточничество. Наиболее опасными формами являются злоупотребление административным ресурсом, «захват государства» и «захват бизнеса». Очень тесно связано с коррупцией такое явление, как конфликт интересов. Согласованные, системные усилия по противодействию коррупции укладываются в рамки трех стратегий: осознания, предупреждения, пресечения. Сначала необходимо осознать опасность коррупции и убедить в этом общество и власть. Затем нужно прилагать усилия по недопущению коррупции, ликвидации причин, ее порождающих. Если уж коррупционное действие имело место, то следует наказывать людей, его совершивших, и защищать остальных от последствий коррупции.
В стратегии осознания начинать надо с доступа к информации и развития независимых СМИ, которые будут эту информацию доносить до потребителей. Затем на основании имеющейся информации необходим общий анализ ситуации и выработка антикоррупционной стратегии. После этого в опасности коррупции и необходимости борьбы с ней следует убеждать общество и власти, что осуществляется через систему гражданского образования.
Стратегию предупреждения надо начинать с «опрозрачивания» власти, процедур ее деятельности. Затем нужно предусмотреть резкое уменьшение вмешательства государства в дела общества, одновременно увеличивая эффективность общественного участия. Далее следует ввести систему кодексов для политиков, чиновников, бизнесменов, членов НКО. Наконец, необходимо снижение административных барьеров перед предпринимателями и реальное внедрение системы конкурсности при исполнении расходных статей бюджета.
В стратегии пресечения в первую очередь необходима реформа судебной власти: суд должен стать сильным и, главное, независимым. Следующий шаг - принятие и неукоснительное исполнение законов, не допускающих возможность коррупции и наказывающих за коррупционные деяния. При этом особое значение приобретает общественная правовая экспертиза. Далее необходимы правовая помощь и защита жертв коррупции.
От властей требуется принятие и исполнение нормативных актов, регулирующих деятельность по всем направлениям в рамках описанных стратегий. От гражданского общества (НКО, бизнес) нужно участие в процессе противодействия коррупции. Огромное значение здесь приобретают НКО, которые своей миссией считают противодействие коррупции. В последнее время получила известность деятельность таких НКО, как Национальный антикоррупционный комитет (НАК), Общественный совет антикоррупция (ОСА), все большее значение приобретает работа с населением по месту жительства.
Коррупция может возникать из-за недостатков законодательства; отсутствия санкций за неисполнение законов; замены законодательных актов инструкциями; пробелов в технологии выпуска уже принятых нормативных актов; наличия злого умысла у разработчиков и/или некомпетентности принимающих закон. От органов власти требуется разработка, принятие и исполнение законодательных актов свободных от перечисленных недостатков и содействующих усилению прозрачности власти и повышению эффективности общественного участия. НКО и другие структуры гражданского общества должны обеспечить это самое общественное участие, в первую очередь общественную правовую экспертизу нормативных актов на предмет возможной коррупционности.
Возможность возникновения коррупции в бюджетном процессе определяется прозрачностью, вернее, непрозрачностью процесса. Вторая причина - отсутствие конкурсности при исполнении расходных статей бюджета. От властей требуется разработать и ввести в действие максимально детализированные процедуры подготовки, принятия, исполнения и контроля исполнения бюджета. От НКО требуется общественное участие в бюджетном процессе: проведение общественных бюджетных слушаний прикладного бюджетного анализа.

 

Фото дня

Приволжская правда 2018 - р.п. Чердаклы, Чердаклинский район, Ульяновская область